1prof.by — информационный портал федерации профсоюзов Беларуси
Членская организация Федерации профсоюзов Беларуси Телефон: +375 (17) 255-86-73

Мы в соцсетях

Год мира и созидания

Праздники Беларуси

НУ И ПОГОДА

Охрана труда

«Золотые правила» языком музыки

«Золотые правила» языком музыки

«Золотые правила» языком музыки

ТУРИЗМ

ГлавнаяНовости«Летопись имен». «Дедушка научил меня ценить жизнь»: о партизане отряда «Большевик» вспоминает его внук
04 июля 2022

«Летопись имен». «Дедушка научил меня ценить жизнь»: о партизане отряда «Большевик» вспоминает его внук

«Если не мы расскажем, то кто?» – название нового проекта редакции «Гомельских Ведомостей» возникло из фразы, обронённой читателем, чей дед боролся с немецко-фашистскими захватчиками на гомельской земле.

В этих словах отразилось тревожное чувство за наше прошлое, которое может быть потеряно навсегда. Вместе с наследниками поколения победителей в Год исторической памяти мы вспомним подлинных героев из далёких дней.

«Дедушка не любил говорить о войне». 

Наша встреча с Феликсом Гликером, внуком партизана отряда «Большевик» Семёна Гликера, состоялась в редакции газеты «Гомельские Ведомости».

Феликс Матвеевич пришёл вместе с женой Еленой Николаевной, захватив с собой фотоснимки дедушки и копии документов, которые удалось отыскать в архиве.

– Мы в семье свято храним память о военном прошлом, – говорит он. – Мой дедушка воевал с фашистами на оккупированной территории, а отец Елены дошёл до Берлина. Мы хотим, чтобы об этих мужественных людях знали и все последующие поколения нашего рода.

Феликс Матвеевич хорошо помнит, как впервые увидел место дислокации партизанского отряда «Большевик».

– Кажется, это произошло в 1964 году, – делится он. – Мне семь-восемь лет. Что тогда было в голове у мальчишки? Гонял целыми днями мяч с ровесниками. И вот дедушка предложил мне поехать вместе с ним на встречу с его друзьями на «Партизанскую криничку». Помню, у кинотеатра «Мир» собралась большая группа мужчин, и мы поехали автобусом. Потом шли в глубь леса. Увиденное меня впечатлило: все строения под землёй, замаскированы.

В силу малости лет я тогда не мог осознать, как здесь можно было жить. Но впечатлило меня тогда больше иное. Я вдруг увидел совсем другого дедушку. Дома он почти никогда не говорил о войне, не делился с нами какими-то эпизодами. Полагаю, что ему не хотелось вспоминать лишний раз об ужасах войны, о выпавших на долю его ровесников испытаниях, снова ощущать боль от потери боевых товарищей. А тут, на лесной поляне, все собравшиеся словно помолодели, радуясь друг другу. Только и слышно было: «А помнишь, как…» И хохотали, и надолго замолкали, вспомнив что-то печальное.

После этой поездки, мне кажется, я сразу повзрослел, стал больше задавать вопросов о жизни дедушки.

Существует легенда, что после первого заседания гомельского подпольного горкома партии в лесу кто-то, напившись из родника студёной воды, сказал:

– Ох, хороша водица в партизанской криничке!

Так и прижилось ото название – «Партизанская криничка». Где ни бывал, где ни сражался потом отряд «Большевик», бойцы всегда помнили эту криничку, из которой била удивительно свежая, словно исцеляющая вода.

Командир конной разведки. 

По словам Феликса Гликера, детство у дедушки было очень тяжёлым, голодным. Родился он в 1904 году в Оренбурге. Рано остался без отца. Мать, работая по найму портнихой, не могла похвастать большим заработком. Чтобы помочь семье, в десять лет пошёл обучаться парикмахерскому делу, затем стриг, брил бороды клиентам. А в 1926 году его призвали в ряды Красной армии. Семён Гликер оказался в 6-й кавалерийской дивизии города Гомеля. И служил до 1938 года. После демобилизации так и остался в Белоруссии, в Гомеле, который пришёлся по сердцу и красотой своей, и людьми. Работал старшим страховым агентом в городском финансовом отделе, и это, замечает Феликс Гликер, свидетельствует о том, что дедушка был грамотным, ответственным человеком.

Когда началась война, Семён Гликер успел эвакуировать свою семью. А сам с товарищами стал обдумывать, как организовать сопротивление фашистам, всё ближе подступавшим к Гомелю. Имея большой опыт службы в кавалерийской дивизии, решил, что предложит задействовать в борьбе конную разведку.

– Дедушка рассказывал, как постепенно создавался партизанский отряд, – вспоминает Феликс Гликер. – Сначала было меньше сорока человек. А затем к местным партизанам примкнули вышедшие из окружения бойцы регулярных войск. И дедушка предложил руководству отряда создать конную разведку, а позже и возглавил её. Я помню, что когда-то в семье была фотография, где мой дед запечатлён с боевым конём, которого звали Казбеком. Жаль, снимок не сберегли.

Семён Гликер участвовал в разгроме гарнизонов в Лоевском, Брагинском, Хойникском, Октябрьском районах, взрывал фашистские ошелоны, принимал участие в рельсовой войне.

Вот как о бойце отзывается в наградном листе (представление к награде орденом Отечественной войны II-й степени) 21 сентября 1943 года начальник белорусского штаба партизанского движения П. Калинин.

«Тов. Гликер является одним из группы товарищей, положивших начало организации отряда 15.8.41 г., оставшись добровольно в тылу противника для работы… За время пребывания в отряде участвовал в разгроме гарнизонов в Узноже, Борщёвке…, показав себя в бою смелым, преданным бойцом. Будучи командиром конной разведки отряда, проводил разведку на 25–30 км от стоянки отряда, давая ценные сведения о движениях карательных отрядов. Как способный организатор, организовал в отряде взвод конной разведки. За доблесть и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, тов. Гликер достоин правительственной награды – ордена Отечественной войны II-й степени». 

А вообще, Семён Гликер награждён также медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», двумя медалями «Партизану Отечественной войны» I-й и II-й степени, орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I-й степени.

– Дедушка воевал в отряде до самого освобождения Гомеля. Более двух лет в лесу, в огромном напряжении, – говорит его внук. – Нам, выросшим под мирным небом, даже трудно представить, как можно выдержать всё это, пережить потери боевых друзей, видеть то, что сделали враги с нашими городами и сёлами. Но зная дедушку как очень весёлого человека, позитивного, уверен, что он шутками и прибаутками поддерживал своих товарищей, вселял в них дух победы.

Барабанщик в духовом оркестре. 

После освобождения Гомеля Семён Гликер занимался восстановлением разрушенного фашистами города. Он стал работать заведующим инструментальным складом на деревообрабатывающем предприятии, где трудились очень многие из его близких, в том числе родители Феликса, а позже и он сам. Династия Гликеров вписала свои страницы в историю ОАО «Гомельдрев».

Днём Семён Гликер работал, а вечерами занимался в духовом оркестре при новобелицком Доме культуры. Очевидцы вспоминают, что он был классным барабанщиком. А сам оркестр, кстати, выступал даже на ВДНХ в Москве.

– Дедушка был таким общительным, – восхищённо говорит о нём внук. – Мне кажется, его знали все, по крайней мере, в Гомеле. Приходили за советом, за помощью. А поскольку он не утратил навыков парикмахера, обращались с просьбой постричь. И он никому не отказывал. Я видел это всё своими глазами, поскольку он и мы с родителями жили на одном подворье, очень дружно и гостеприимно. Дедушка ушёл из жизни в 1985 году. Я рад, что мне многое передалось от него. Хотя мы с женой уже на пенсии, но продолжаем работать. А вечера посвящаем художественной самодеятельности, проводим время, как и многие жители Новобелицкого района, в Доме культуры. В связи с пандемией здесь всё немного поутихло, а раньше, помню, проводились и КВН, и «А ну-ка, девушки», и многое другое. Надеемся, скоро всё возродится. Дедушка учил нас жить интересно, стремиться реализовать свои способности. А он, сталкиваясь на войне каждый день со смертью, знал настоящую цену жизни.

Автор фото: Евгений Остер

 

 

«Гомельские ведомости», 04.07.2022

 

 

 

 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
t.me/belprofkult_inform_sport_turizm

Карта сайта