Ученики девятых классов средней школы № 72 посетили с экскурсией Гомельский областной драматический театр.
НЕВИДИМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ
Когда зрители приходят в театр, они видят тяжёлый занавес, сцену, залитую светом, и, конечно же, главных волшебников вечера — актёров. Именно их игра вызывает на наших лицах слёзы и улыбки, им мы аплодируем, дарим цветы и пишем слова восхищения в книге отзывов. Однако вряд ли при этом задумываемся, сколько человек на самом деле стоит за созданием спектакля. Заведующий литературной частью Владимир Ступинский, рассказывая ребятам о коллективе, делает акцент именно на этом факте:
— Актёры, конечно, наша самая главная ценность. У нас в труппе сейчас числится 35 талантливых артистов, однако гораздо больше людей трудится, чтобы спектакль появился на сцене: это не только режиссёры и художники, но ещё и монтировщики, работники светового, звукового, пошивочного цехов, бутафоры, декораторы, реквизиторы, костюмеры, гримёры и многие, многие другие. Все эти люди каждый день делают всё, чтобы актёры вышли на сцену красивыми, чтобы их окружали качественные декорации, а свет и звук помогли воображению перенестись то в другую эпоху, то в другую страну или местность.
О том, как это происходит, с ребятами поделились сами работники, которые так часто остаются за сценой.
Я В ХУДОЖНИКИ ПОЙДУ…
Кабинет главного художника Гомельского областного драматического театра Татьяны Стысиной похож на пещеру, полную сокровищ, даром что находится в самой высокой точке учреждения — практически под самой крышей. На любых доступных горизонтальных поверхностях разложены эскизы к будущим спектаклям, рядом — открытые шкафы, полки которых заставлены макетами: можно разглядеть миниатюрную сцену из «Вишнёвого сада», корабль из «Острова сокровищ»… В центре комнаты можно узнать декорации к спектаклю, который только начал покорять гомельскую сцену, — «Свадьбы не будет! Но это неточно…»
— Я пришла в театр в 1991 году из сферы моды, — предваряет экскурсию Татьяна Александровна. — В те времена единственной возможностью для художника-модельера получить высшее образование по профессии было поступить в Москву, что могли позволить себе далеко не все. Я закончила Минский технологический техникум (ныне — филиал БИТУ «Минский государственный технологический колледж»), куда прошла несмотря на конкурс в 27 человек на место. После какое-то время работала только с костюмами, трижды побеждала на «Мельнице моды», пока режиссёр Яков Натапов не предложил мне попробовать себя в сценографии. Так всё и получилось…
Сегодня за плечами Татьяны Стысиной столько постановок, что все и перечислить сложно, однако особенно художница отмечает одну из последних — «Цианистый калий? С молоком или без…» — это чёрная комедия, которую поставила Мария Матох, талантливый режиссёр из Минска.
— Когда в театре определяются с новым спектаклем, создаётся команда, в которую входят художник, хореограф и режиссёр, от предпочтений которого зависит концепция будущей постановки. Например, заслуженный артист РФ Зураб Нанобашвили, который поставил у нас «Вишнёвый сад», придерживается классических традиций и не любит, когда молодые режиссёры «коверкают» материал. Мария Матох — другая, по-хорошему странная, поэтому и любит больше такие же странные образы, — делится Татьяна Александровна секретами закулисья. — Когда мы придумывали «Цианистого калия», то отталкивались от стилистики Тима Бёртона. И мне очень нравится то, что получилось, ведь художнику особенно приятно, когда задумка воплощается хотя бы на 80 процентов.
«ПОБЕРЕГИТЕ СЕБЯ!»
Художник-модельер театрального костюма Наталья Кушникова рассказывает о своей работе, не отрываясь от дела, — на сцене стоят декорации к спектаклю «Свадьбы не будет! Но это неточно…», и от неё зависит, какой вид они приобретут к репетиции.
— Я работаю по эскизам, — рассказывает Наталья Романовна, не прекращая делать стежки по ткани. — Ведь как бывает — художник придумал, нарисовал, а когда посмотрел, как задуманное выглядит в реальности, понял, что нужно по-другому. Вы видите, здесь кровать, которая стоит на специальном наклонном станке — её нижний край опущен на 10 сантиметров. Сперва художник решил, что простыня должна свисать, и я сделала рюши, но после оказалось, что всей красоты просто не видно. Значит, надо что-то придумать.
По словам Натальи Романовны, часто всё приходится делать на ходу, а «одевать» спектакль, как говорят в театре, совсем непросто. Костюмы шьются индивидуально на каждого актёра, а в спектакле бывает по несколько исполнителей одной роли. А творческая душа, да ещё в образе, бывает, расходится так, что вместе с нею расходятся и швы…
— Вырываются рукава, лопаются молнии! Мы стараемся шить двойной строчкой, но это не всегда помогает, и приходится за кулисами устранять неполадки прямо на человеке. А как актёры прыгают, падают! Говоришь иной раз: «Поберегите себя!» Но они не могут по-другому.
Знает не понаслышке Наталья Кушникова, и какими ранимыми бывают актёры, особенно перед спектаклем или после тяжёлой репетиции:
— Могут и капризничать, но мы всё понимаем — ты ещё из роли не вышел, а тут какие-то булавки… Для всех нас работа в театре сравнима с прикосновением к чему-то волшебному и невероятному. Спектакль — это не кино, в котором фиксируется момент и его нельзя больше изменить. На сцене можно увидеть настоящую жизнь, которую проживают люди с настоящими эмоциями. И каждый раз актёры отыгрывают чуточку по-другому, потому что так чувствуют себя именно здесь и сейчас. Я убеждена, что театр должен воспитывать человека.
ДА БУДЕТ СВЕТ!
Анастасия Парфенькова, которая буквально дирижирует светом во время спектакля, тоже пришла в театр не прямой дорожкой:
— На самом деле я совсем не технарь, а художник по образованию, — поделилась девушка. — И, хотя основную работу делает компьютер, а также всевозможные приборы, чтобы обучиться специфике обращения с ними, мне понадобилось дополнительно почти два года.
Светоцех — это небольшая комнатка, которую мало кто замечает во время спектакля – она, как и звуковой цех, находится позади зрительного зала. Именно оттуда Анастасия помогает делать картину на сцене ещё более яркой и красивой.
— Когда спектакль только репетируется, мы с режиссёром обсуждаем, каким он хочет видеть световое оформление сцены. В помощь нам светодиодная техника, благодаря которой можно делать различные цветные заливки в мизансценах и акцентировать внимание зрителя на том или ином моменте. Конечно, мне не нужно на протяжении всего спектакля делать это вручную — всё заранее записывается в программу, но и отойти попить чаю, бросив пульт, я тоже не могу. Каждый спектакль — это труд, и я очень рада быть его частью.
ПОСЛЕ СЛОВ.
В конце экскурсии интересуюсь у ребят, впечатлило ли их знакомство с театральным закулисьем… Девятиклассница Настя признаётся, что работа в театре — это её мечта:
— Я хотела бы стать актрисой, но мама не очень меня в этом поддерживает. Этим летом, после экзаменов, всё-таки попытаюсь поступить в какой-нибудь театральный кружок, чтобы попробовать свои силы. Может, что-то изменится.
Педагог-профориентолог Тамара Шандроха, которая помогает детям определиться с будущей профессией, замечает:
— Моя цель — показать подросткам, что к любой мечте можно идти разными путями. И если что-то не получается сделать сразу, то не сдаваться и идти в обход. В Гомеле продолжает работу образовательно-просветительский проект «Профориентационные экскурсии — профессии моих родителей», благодаря которому школьники, студенты колледжей и лицеев посещают городские предприятия, организации и учреждения, чтобы ознакомиться, как работают специалисты различных сфер деятельности. В Гомельском областном драматическом театре состоявшая экскурсия не первая, здесь рады всем.
По словам координатора проекта, заведующей отделом профориентации учащихся Гомельского государственного областного Дворца творчества детей и молодёжи Галины Майоровой, к маю 2022 года запланировано провести более 130 подобных мероприятий.
Заслуженный коллектив Республики Беларусь
«Гомельский областной драматический театр»
Республика Беларусь, г. Гомель, пл.им.Ленина, 1
Почтовый индекс: 246050
Контактные телефоны: +375 (232) 50-90-43, 50-91-97
тел./факс: +375 (232) 50-90-43
@-mail: gomeldrama@mail.gomel.by
КАССА ТЕАТРА: +375 (232) 50-90-63
Подписывайтесь на наш Telegram-канал
t.me/belprofkult_inform_sport_turizm