1prof.by — информационный портал федерации профсоюзов Беларуси
Членская организация Федерации профсоюзов Беларуси Телефон: +375 (17) 255-86-73

Мы в соцсетях

Год мира и созидания

Праздники Беларуси

НУ И ПОГОДА

Охрана труда

«Золотые правила» языком музыки

«Золотые правила» языком музыки

«Золотые правила» языком музыки

ТУРИЗМ

ГлавнаяНовости#Летопись_имен: «Мой милый, если б не было войны…»
13 декабря 2022

#Летопись_имен: «Мой милый, если б не было войны…»

Спустя  69 лет после начала Великой Отечественной ушедший на фронт добровольцем в 1941-м климовчанин, бывший сельский учитель истории, творивший уже на фронте дальнейшую историю нашего некогда общего Отечества, рядовой солдат минувшей войны М.И.Дорошков не пропал без вести на войне, а, оказывается, умер от голода и холода в немецком шталаге.

                                                                 Возвращаются все, кроме тех, кто нужней…

                                                                                                       Владимир Высоцкий

Война. Это страшное слово  вскоре после ее начала докатилось и до деревни Высокое Климовичского района Могилёвской области, что на востоке Белоруссии,  в которой проживала молодая семья учителей Дорошковых.

— Прости, Марийка, но  теперь мое место не за учительским столом, а на фронте, — говорил, трогательно прощаясь с женой, Михаил Ильич (на снимке).

Рядом  вертелась ничего не понимающая неугомонная ребятня: почему так скучна мама, ведь папа обещает скоро вернуться с победой? Старшей из них, Люде, было тогда шесть лет, Колю — четыре, а младшему, Мише, исполнилось всего два годика.

В Климовичском райвоенкомате на его броню по состоянию здоровья (были некоторые проблемы со слухом) большого внимания не обратили. Ведь родина-мать в опасности. Нёсшая большие потери  не только в военной технике, но и в живой силе отступающая Красная Армия остро нуждалась в пополнении, а тем более — в добровольцах.

Попав на передовую, Михаил Дорошков вместе с однополчанами смело громил ненавистных фашистов.  Вот уже  и самый тяжелый первый год войны позади за его плечами. Он воюет уже под Харьковом. Но, к сожалению, в  мае 1942 года попадает в плен. Оказывается в немецком концлагере «Шталаг VI-A»,  находившемся  на северо-западе  Германии, за городом Хемер. Числился М. И. Дорошков под лагерным номером 42018.

Недалеко располагался еще один лагерь — для французских военнопленных.  Условия содержания  у тех были куда лучше, чем у русских, которых просто морили голодом. Лучшей едой за каторжный труд для наших военнопленных была горячая похлебка. Многие не выдерживали нечеловеческих условий содержания. Морозным январским днем наступившего нового, 1943 года, года освобождения от немецко-фашистских захватчиков родного района, кстати, одним из первых в Белоруссии, Михаил Ильич умер.

Его любимая жена Мария Карповна в годы оккупации была активным членом Климовичского  комсомольско-молодежного подполья, связной подпольщиков и партизан (но, к сожалению, только в мае 1979 года ей была назначена персональная пенсия с вручением «Удостоверения партизана» и «Удостоверения участника Великой Отечественной войны»).

Фашисты при отступлении сжигали все  на своем пути. Сожгли и  дом, в котором  жила Мария с детьми,  ожидая мужа с фронта.  О его судьбе она так и не узнает до самой своей смерти, воспитав после войны семерых детей. Столько же было, кстати, и у неё матери, Ефимии Христофоровны,  тоже подпольщицы, замученной в фашистском гестапо и расстрелянной в общей могиле за городом вместе с другими советскими людьми.

Тех в тот трагический день повёз туда грузовик наполненный арестованными климовчанами. Ефимия не смогла сама идти из-за пыток, поэтому её просто взяли за руки и ноги и забросили в кузов авто полицаи. Где она была закопана и по сей день неизвестно и так не узнали дочери-подпольщицы Мария, Полина, Раиса, Евдокия, уйдя в мир иной. Сыновья же Иван и Дмитрий погибли в партизанах, а Андрей на фронте.

А место захоронения зятя Михаила Ильича родным удалось узнать  лишь в 2010 году благодаря одному из  внуков Марии Карповны (в девичестве Черкасовой), Константину через интернет с помощью Международного Красного Креста.

И вот передо мной  ксерокопия самого главного документа, который заполняли фрицы при доставке М. И. Дорошкова в шталаг. Его персональная карта.  За давностью лет  бумага пожелтела.  Но отчетливо видны фамилия и звание «красноармеец», откуда тот родом, а вместо фотографии, большое темное пятно. Справа можно прочесть — жена фрау Мария Дорошкова и написано место ее проживания.  Рукой переводчика сделаны еще и надписи на русском языке.

«Не знаю, насколько уникальными и ценными окажутся для вас эти сведения и копии документов, — написала мне в письме, приславшая еще и схему расположения самого лагеря «Шталаг VI-A» и кладбищ захоронения советских военнопленных в городе Хемер, дочь от второго мужа Марии Карповны, ныне минчанка, Валентина Александровна Ванцевская. В прошлом, в годы своей школьной жизни (занимаясь в СШ № 3 г. Климовичи), она была активным краеведом и даже участником ВДНХ СССР за краеведческую работу в 1967 году.         — Если бы  не эта проклятая война, то моя мама  и ее старшие дети со своими родителями были бы самыми счастливыми людьми на свете. – говорила она.

Материал подготовил Иван Лаппо, ветеран труда, профсоюза и журналистики, краевед, публицист, член Белорусского союза журналистов. г. Климовичи, Могилёвская область.

Карта сайта