В Бресте каждый вечер у часов на пересечении пешеходной улицы Советской с проспектом Машерова толпятся люди. Горожане и туристы с нетерпением ждут фонарщика. Когда он появляется, тут же оказывается под прицелом десятков камер телефонов и фотоаппаратов. Чтобы туристам было удобнее снимать, поворачивается с керосиновой лампой сначала в одну, потом в другую сторону, делает небольшие паузы для совместных фото. Его лицо не покидает улыбка, а глаза лучатся добротой. Именно таким брестчане и туристы знают Виктора Кирисюка, который уже 13 лет зажигает фонари.
— Традицию зажжения керосиновых фонарей возродили 26 июля 2009 года. Вы тогда работали электриком в «Брестгорсвете». Помните, с чего все начиналось и как отнеслись к идее сменить униформу на мундир фонарщика?
— Вообще, думали, что это будет временно. Никто не предполагал такого ажиотажа. А он остается все 13 лет. Я тогда растерялся, но принял предложение. Помню, сильно волновался. Первый раз на публике: людей было очень много. Как раз праздновали День города.
— За это время вы уже стали символом города, едва ли не самым знаменитым брестчанином. Как относитесь к этой популярности?
— Звездной болезни у меня нет: не ставлю себя выше других. Просто рад, что приношу людям радость и делаю свою работу.
— А узнают на улице, когда вы не в образе фонарщика?
— Да, многие узнают. Кто-то между собой переговаривается: мол, вон идет фонарщик. Другие здороваются, говорят, что узнали. Иногда просят вместе сфотографироваться.
— Как и в самом начале, вы вечером зажигаете и утром гасите фонари. Виктор Петрович, каким за эти годы видели Брест?
— Просыпаюсь очень рано, летом в четыре часа утра. Когда гасим фонари, приносим канистру с керосином, доливаем его. Протираем стекла, меняем колбы, фитили. Знаю, как горит каждая лампа. В это время город тихий, только начинает просыпаться. Некоторые люди идут на работу. Почти все здороваются: со многими мы негласно знакомы. А кто-то может только возвращаться с ночных гуляний.
Видел Брест разным: и в праздники, и в будни, и в хорошую погоду, и в ненастную. Даже в дождь люди стоят в плащах и под зонтами и ждут фонарщика. Гадают: выйдет или нет. Зажигаю фонари в любую погоду.
Сейчас у людей как будто каждый день праздник: лето, отпуска, каникулы. Ажиотаж. До пандемии к нам приезжали туристы со всего мира. Подходили, рассказывали о себе. Сейчас помимо белорусов приезжают из России, Казахстана.
— Заметила, как профессионально работаете на камеры туристов. Знаете, где и как лучше стать, повернуться…
— Это с опытом приходит. Летом больших остановок не делаю. Само зажжение фонарей длится минут 20, еще где-то час уходит на фотографирование. Думаю, может раньше начинать. Много деток приходят и просят сфотографироваться. Конечно, никому не отказываю.
— У туристов сложилось несколько ритуалов. Кто-то просит подержать фонарщика за блестящую пуговицу на его мундире, чтобы исполнилось желание. Более смелые рассказывают вам о своих мечтах.
— Много-много желаний. Некоторые делятся очень сокровенным. Например, о мечте родить ребенка. Кстати, некоторые потом снова приезжают и радуются, что желание сбылось. Всем говорю, что просто нужно искренне верить и все сбудется.
Бывают и забавные случаи. Например, туристы предлагают уехать с ними. Отвечаю, что лучше Бреста нет места или в Бресте все на месте, и никуда нам ехать не нужно. Беларусь — прекрасная страна, очень люблю ее природу.
— Виктор Петрович, с такой работой вы заняты 365 дней в году. Знаю, что и в отпуск не ходите. Расскажите, пожалуйста, сколько раз за 13 лет вы не заступали на пост и по какой причине?
— Один раз ездил в Минск, министр жилищно-коммунального хозяйства награждал нагрудным знаком «Почетный работник ЖКХ». Во второй раз был делегатом на Всебелорусском народном собрании.
— Как отдыхаете, восстанавливаетесь?
— Да я уже втянулся, привык. В нашей жизни главное — правильное питание и здоровый сон. Недавно в горисполкоме поздравляли с юбилеем (Виктору Кирисюку исполнилось 65 лет. — Прим. автора), и мэр Александр Рогачук в шутку спросил, готов ли я еще лет пять зажигать фонари. Я спросил, почему так мало. Готов и больше.
— У вас есть девятилетний внук. Как он реагирует на то, что дедушка — знаменитость?
— Твердит, что хочет быть фонарщиком. Иногда беру его с собой на работу. Он наблюдает, хвастается, что фонарщик — это его дедушка.
— Значит, можно быть спокойными, растет смена. Если отмотать время на 13 лет назад, согласились бы снова стать фонарщиком?
— Поступил бы точно так же. Наверное, главное, что приносишь людям радость. Кто-то расценивает фонарщика, как героя сказок. Кто-то считает волшебником. Другие признаются, что как будто окунулись в прошлый век. Всегда у людей хорошее настроение, они улыбаются. Сколько зажигаю фонари — ни разу не видел, чтобы кто-то стоял угрюмый.
фото Вадима ЯКУБЁНКА.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал
t.me/belprofkult_inform_sport_turizm