1prof.by — информационный портал федерации профсоюзов Беларуси
Членская организация Федерации профсоюзов Беларуси Телефон: +375 (17) 255-86-73

Мы в соцсетях

Год мира и созидания

НУ И ПОГОДА

Охрана труда

«Золотые правила» языком музыки

«Золотые правила» языком музыки

«Золотые правила» языком музыки

ТУРИЗМ

ГлавнаяНовостиДиректор Слонимского драмтеатра Алексей Ткачев: региональный театр в небольшом городе сегодня востребован
30 ноября 2021

Директор Слонимского драмтеатра Алексей Ткачев: региональный театр в небольшом городе сегодня востребован

Директор Слонимского драмтеатра Алексей Ткачев рассказал, каково это: руководить профессиональной труппой в городе с населением менее 50 тысяч человек.

В век цифровых технологий некоторые заявляют, что интерес к живому общению стремительно падает. Мол, наши современники более охотно совершат виртуальную прогулку по Лувру или посмотрят экранизацию знаменитого мюзикла, чем в реальности заглянут в художественную галерею своего города. Но это далеко не всегда так.

 

Здесь нельзя плохо работать

— Алексей Николаевич, что вас заставило связать свою жизнь с искусством?


— Несмотря на то что в труппу Слонимского драмтеатра я попал совсем юным, судьба нас надолго развела в разные стороны, и всего лишь несколько лет назад мне пришлось снова вернуться в стены, где начиналась моя трудовая биография. А тогда, в середине 90-х, я, вчерашний срочник и выпускник нынешнего Гродненского государственного колледжа искусств по специальности «режиссура», буквально на третий день после возвращения из военной части успешно прошел просмотр и был принят сюда на работу в качестве артиста вспомогательного состава. Меня всегда привлекала сцена, еще школьником я 7 лет занимался в кукольном кружке при нашем Доме пионеров. Но зарплаты в театре оставляли желать лучшего — и мне пришлось уйти. Работал в школе, со временем стал заместителем директора по воспитательной работе. Однажды судьба предоставила мне шанс снова вернуться в сферу культуры: меня пригласили в качестве режиссера в Слонимский центр культуры и отдыха. И я им воспользовался.

— Какие творческие идеи удалось реализовать?

— Уверен, что у нас на Слонимщине база для организации интересных праздников и фестивалей — одна из лучших в области. Для меня всегда было важно все организовать так, чтобы после не стыдно было в глаза людям смотреть. Потому что Слоним — город небольшой. Нас все знают, и меньше всего хочется запятнать себя недобросовестным отношением к работе. Даже в 200-тысячном городе проще затеряться. А тут, образно говоря, полгорода в один и тот же магазин ходит. Поэтому каждый праздник мы старались сделать интересным и неповторимым. Не говоря уже о нашем уникальном фестивале «Полонез», куда съезжались коллективы из разных стран.

Дед Мороз — амплуа сквозь годы

— Мне кажется, стоит открыть небольшой секрет: многие годы на различных мероприятиях именно вы выступаете в роли знаменитых слонимчан — Льва Сапеги и Михаила Казимира Огинского. История в лицах — также одна из ваших режиссерских задумок.

— Да, действительно. Я «штатный» местный Сапега и Огинский. А еще я «штатный» слонимский Дед Мороз. В свое время участвовал в республиканском конкурсе Дедов Морозов и даже занял первое место в этом амплуа. В этой роли я всегда чувствовал себя комфортно. Еще когда учился в 10-м классе, а моя мама была воспитательницей в детском садике, приходил к ней на утренники. Потом была школа, училище… Надеюсь, что эта миссия останется за мной надолго. Каждый год у нас проходит мозговой штурм: как зрелищнее, лучше и интереснее провести шествие Дедов Морозов, как необычно зажечь главную районную елку. Один раз эта обязанность была возложена на спасателя при полной амуниции, который, взяв у меня посох, забрался по выдвижной лестнице к верхушке елки и зажег ее. В другой раз Баба-яга отправилась вверх на ступе, чтобы дать старт началу праздничной иллюминации. Под ступу тогда тщательно замаскировали люльку жэсовского подъемника. Сейчас есть задумка зажечь елку с помощью дрона.

— В театр вы привнесли свое желание сделать представление более интерактивным, как бы вовлечь в него зрителя. И особенного успеха вы добились у маленьких театралов…

— Для того чтобы погрузить зрителя в атмо­сферу театра, мы обустроили специальную комнату, в которой разместили небольшие фотозоны: это интерьеры разных исторических эпох, театральные костюмы, предметы, отсылающие нас из обыденного мира в театральную реальность. Мы очень гордимся нашими детскими новогодними праздниками, на которые, кстати, в этом году уже записываются группы из других районов области. Мы ведь готовим не только представление, но и активную игровую программу, а также другие развлечения. Ребята не успевают скучать. Детские спектакли являются визитной карточкой нашего театра. Думаю, мы занимаем лидирующее место в стране по количеству таких постановок. К тому же они у нас очень яркие и интересные. Я уверен, что наши детские спектакли украсят любую сцену.

В искусство надо вкладывать душу

— Вы живете в самом маленьком городе страны с собственным профессио­нальным театром. Какие особенности это накладывает?

— Сложнее всего приходится с комплектованием актерского состава — у нас 20 ставок артистов. На данный момент пять вакансий. С женскими ролями нет проблем, во всем возрастном диапазоне: от зрелых до молодых. С мужчинами сложнее. К нам приходят ребята по распределению, но долго им проработать не удается: надо идти в армию. После окончания службы их здесь ничего не держит: не успели обзавестись друзьями, привыкнуть к городу, коллективу. И они уезжают. В этом году пришли два молодых человека. Насчет одного из них удалось договориться, чтобы он прошел службу в резерве. И вот надеюсь сейчас: а вдруг ему понравится у нас? Замечательный, перспективный актер. Даем общежитие — своя отдельная комната, в постановках задействуем, опекаем. Знаете… Предать свой театр тяжело. Если окунулся в его атмосферу, вышел на подмостки — ты прикипаешь к нему душой. Но для этого необходимо время.

— Как загружен работой драмтеатр?

— С гордостью могу сказать, что у нас проходит большое количество спектаклей. Мы очень много гастролируем. До пандемии давали 357 спектаклей в год. Это больше, чем один спектакль в день! Сейчас из-за коронавируса по плану 270 спектаклей в год, но реально, скорее всего, выйдем на 300. Конечно, мы ориентируемся на постановки, которые в большей степени интересны зрителю. Это в основном комедии. В то же время не отказываемся от белорусских авторов. Я ставлю задачу, чтобы не менее одного нового спектакля в год мы готовили именно по пьесам отечественных драматургов. Всего по планам в год сдаем четыре новые постановки. В прошлом году был поставлен спектакль по пьесе великолепного гомельского драматурга Василя Ткачева «Белый лист». К нам приезжал сам автор и признался, что до нас за воплощение его пьесы брались уже дважды, но именно наша, слонимская интерпретация ему понравилась больше всего. Как видите, все свидетельствует о том, что даже региональный театр в небольшом городе сегодня востребован. Надо только вкладывать в свое искусство душу и талант. 

Всё начиналось на этих подмостках

Нынешний слонимский храм Мельпомены не без оснований считает себя преемником 250-летних театральных традиций, заложенных еще местным старостой Михаилом Казимиром Огинским. Тот был меценатом и ценителем искусства. Театр Огинского славился своими невероятно красочными и реалистичными представлениями, а также высокими для того времени технологиями в оформлении сцены. Достаточно вспомнить тот факт, что часть спектаклей давалась на сцене, установленной на водной глади, и поражала воображение фейерверками и огненными шоу. Благодаря стремительному развитию искусств и умению принимать именитых гостей Слоним в то время часто называли «полесскими Афинами» и «усадьбой муз». К сожалению, многие интересные строения и архитектурные памятники не сохранились до наших дней. Современный Слонимский драмтеатр находится в реконструированном здании Народного дома постройки начала ХХ века. От старого помещения фактически остался только фундамент и фрагмент стены, который был бережно сохранен реставраторами.

РАЙОНЫ ВДОХНОВЕНИЯ

Помимо столицы и областных центров, свои театры есть в пяти малых городах страны. Для наглядности приведем количество населения в каждом из них:

♦ Бобруйск (Могилевский областной театр драмы и комедии имени В. И. Дунина-Марцинкевича) — 212 200 человек;

♦ Пинск (Полесский драмтеатр) — 125 900 человек;

♦ Мозырь (Мозырский драматический театр имени И. Мележа) — 105 430 человек;

♦ Молодечно (Минский областной драмтеатр) — 91 060 человек;

♦ Слоним (Слонимский драмтеатр) — 49 830 человек. 

 

Источник: SB.BY

Катерина ЧАРОВСКАЯ
Фото: Алексей БИБИКОВ

Карта сайта