1prof.by — информационный портал федерации профсоюзов Беларуси
Членская организация Федерации профсоюзов Беларуси Телефон: +375 (17) 255-86-73

Мы в соцсетях

Год мира и созидания

НУ И ПОГОДА

Охрана труда

«Золотые правила» языком музыки

«Золотые правила» языком музыки

«Золотые правила» языком музыки

ТУРИЗМ

ГлавнаяНовостиО том, какой путь прошел Музей Марка Шагала в Витебске за три десятилетия, рассказала его директор Ирина Воронова
25 октября 2021

О том, какой путь прошел Музей Марка Шагала в Витебске за три десятилетия, рассказала его директор Ирина Воронова

Витебский Музей Марка Шагала отмечает 30-летие. Осенью 1991 года было принято решение об увековечении имени художника, который всегда признавался в любви к родному городу и прославлял его на своих полотнах.

«Я не жил с тобой, но не было моей картины, которая не дышала бы твоим духом и отражением, – писал Марк Шагал своему Витебску.– Я тебя целовал всеми красками и штрихами…«.
Он покинул родной город в 1920 году, но остался в нем навсегда. И столетие спустя из разных уголков мира едут в Витебск на свидание с художником его поклонники. Ежегодно музей посещает более 30 тыс. отечественных и зарубежных туристов. Учреждение культуры ведет большую научную, издательскую и просветительскую работу. Музей завоевал признание среди исследователей творчества художника и любителей искусства, получил за свою деятельность престижные награды. О том, какой путь прошел Музей Марка Шагала в Витебске за три десятилетия, рассказывает его директор Ирина Воронова.

 

Путь к созданию Музея Марка Шагала был нелегким. За возвращение имени художника в его родной Витебск боролись известные люди: академик Дмитрий Лихачёв, поэты Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина и другие.

– Вопрос о создании музея поднимался витебской интеллигенцией еще в 1970-х годах, – говорит Ирина Воронова.
– Но громко он прозвучал, когда выдающиеся деятели культуры написали письмо в ЦК Компартии Беларуси. Было и другое мнение, что это не наш художник и творчество его чуждо советскому человеку. Такое противостояние продолжалось с 1987 по 1991 годы.

Первая дата – столетие со дня рождения художника. ЮНЕСКО объявило Год Марка Шагала, многие страны отмечали это событие. В Москве в Пушкинском музее открылась большая выставка художника, а в Витебске по-прежнему не признавали своего земляка, ссылаясь на Большую советскую энциклопедию, где было написано, что Марк Шагал – французский художник. Понадобилось четыре года после московской выставки до принятия витебскими властями решения об открытии музея. Нравится кому-то художник или не нравится, Витебск навсегда связан с его именем, с этим надо считаться и использовать для имиджа города.

– Споры шли и о том, где родился Марк Шагал, в Лиозно или в Витебске, в каком доме жили родители художника. Когда были поставлены точки над i?

– Когда были проведены архивные исследования, соотнесение старых карт с современной топографией улиц.
Этим занималась бывший директор Музея Марка Шагала Людмила Хмельницкая. На то время она работала в «Витебскпроектреставрации» и вела архивно-историческое исследование, создавала научную базу для будущего музея. Благодаря ее изысканиям удалось доказать, что дом №29 на улице Дзержинского – тот самый, который построил отец Марка Шагала в 1900 году на тогдашней Покровской, и здесь родился и провел детские годы будущий художник.

– Но и без доказательств любители творчества Шагала приходили к этому дому, а его хозяева были первыми экскурсоводами и даже завели книгу отзывов.

– Завели книгу и в окошке выставляли портрет Марка Шагала. Их дом был открыт для людей, которые еще до создания музея приезжали в Витебск, чтобы увидеть родные места художника.

– В мире существует только два музея Марка Шагала – в Витебске и французской Ницце. В чем уникальность каждого?

– Музей в Ницце открылся в 1973 году, при жизни художника. Он изначально назывался «Библейское послание Марка Шагала». Для музея художник создал живописный библейский цикл. Марк Шагал принимал активное участие в создании и жизни музея, расписал клавесин, изготовил эскизы витражей. Впоследствии фонды были пополнены и другими работами. Музей в Ницце знакомит с творчеством художника, а наш – рассказывает об истоках вдохновения, родительском доме. Витебск всегда присутствовал в жизни Марка Шагала, он постоянно об этом говорил. Акцент в первую очередь был сделан на мемориализации места. Это и привлекает сюда туристов.

Не раз посещали наш музей внучки художника Белла и Мерет Мейер, которые приезжали в Витебск на день рождения своего знаменитого деда. Наследники разрешили витебскому музею использовать имя Марка Шагала. Это официальный факт признания. Нам сложно тягаться с коллекцией Ниццы. Но в Витебске тоже есть немало оригинальных работ художника, которые находятся не в доме-музее, а в Арт-центре на улице Путна.

– Здесь же состоялась первая выставка картин Марка Шагала?

– Да, но тогда это был выставочный зал витебского городского центра культуры и оставался таковым до 1992 года, когда получил статус Арт-центра Марка Шагала. Тогда на родине художника впервые были представлены его работы из Пушкинского музея в Москве, Пскова, частных коллекций. Сейчас нужно заплатить баснословную страховку, чтобы привезти картины такого мастера, а в те годы и речи об этом не было. Все шли навстречу Витебску.

До открытия дома-музея в 1997 году Арт-центр был главным местом притяжения, но затем больший интересу туристов стал вызывать именно дом на Покровской. Нельзя не вспомнить помощь, которую оказал при реставрации круг друзей дома Марка Шагала из немецкого города-побратима Нинбурга. Кстати, краска, которой покрашена
крыша, и водоотводы привезены из Германии. А мэр Нинбурга подарил последнюю работу Марка Шагала «К иному миру», которая стала первой в нашей коллекции.

 Экспонаты тоже собирали со всего мира?

– Некоторые предметы приносили жители Витебска, некоторые покупали в антикварных магазинах Санкт-Петербурга и Москвы. Что-то привозили из Голландии, Германии. Преданный друг музея доктор Генрих Мандель, который подарил Витебску всю свою коллекцию работ Марка Шагала и ценнейших книг, привез старинную лампу.

Похожую можно видеть на картине художника. При реставрационных работах были найдены стеклянные пузырьки, в которых мать Марка Шагала хранила микстуры. Племянница художника передала кухонную утварь. Несколько лет назад нам привезли посылку из Санкт-Петербурга от неизвестных людей, пояснили: для Музея Марка Шагала. В коробке оказался обеденный сервиз английской фирмы середины XIX века. Понятно, что это не мемориальные предметы, но они могли быть в еврейской семье со средним уровнем достатка, какой была семья Шагала. Сервиз экспонируется в доме-музее. Но, к сожалению, имя дарителя так и не удалось найти.

– Что сегодня представляет собой коллекция Музея Марка Шагала?

– В наших фондах 8,5 тысячи единиц хранения, которые разделены на несколько коллекций. Самая большая часть – печатные издания. В ее основу легла библиотека Генриха Манделя. Это уникальные издания, в частности, датируемые началом XX века, – каталоги, книги, которые включают оригинальные графические листы, все, что связано с Шагалом и искусством прошлого века. Второй по величине блок – полторы тысячи произведений искусства. В том числе около 300 оригинальных графических работ Марка Шагала. В основном это дары Генриха Манделя, дочери художника Иды, серию офортов к «Мертвым душам» и другие работы презентовали внучки. Пополнили собрание частные коллекционеры и организации, с которыми мы сотрудничаем.

Кроме того, в фондах около 200 работ художников европейского авангарда, которые мы периодически показываем, но чаще возим за рубеж. И произведения современных авторов, участников международных Шагаловских пленэров и выставок в Арт-центре.

– На Шагаловские дни и научные чтения, которые многие годы проводит музей, наверное, приезжали все известные исследователи творчества художника?

– Круг их не такой большой, и в наших чтениях участвовали все известные исследователи творчества Шагала и круга общения художника из разных стран мира, в частности, России, США, Франции, Германии, Великобритании, Израиля. Они не только делились своими изысканиями, но и работали в нашей библиотеке, находили в ней редкие издания, которые прежде не могли достать.

– Следующий год – 135-летие со дня рождения Марка Шагала.

– Очень верим, что нам удастся провести конференцию. Ведем переговоры с одним из самых крупных коллекционеров графики Марка Шагала о выставке в Витебске. На 135-летие со дня рождения художника готовим много сюрпризов, надеюсь, что все задуманное свершится.

«Витебские вести»
Фото Дмитрия ОСИПОВА.

Карта сайта