1prof.by — информационный портал федерации профсоюзов Беларуси
Членская организация Федерации профсоюзов Беларуси Телефон: +375 (17) 255-86-73

Мы в соцсетях

Год мира и созидания

Праздники Беларуси

НУ И ПОГОДА

Охрана труда

«Золотые правила» языком музыки

«Золотые правила» языком музыки

«Золотые правила» языком музыки

ТУРИЗМ

ГлавнаяНовостиЗнаете ли вы как выглядит главная театральная сцена страны с высоты птичьего полета?
18 октября 2021

Знаете ли вы как выглядит главная театральная сцена страны с высоты птичьего полета?

Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь единственный оперный театр и крупнейший театр в Республике Беларусь, главная музыкальная и театральная сцена страны (с 1940 года – Большой, с 1964 – академический).

Расположен в историческом районе Минска — Троицком предместье в величественном здании, которое окружено живописным парком и имеет статус памятника архитектуры национального значения.

 

Здание театра является образцом советского довоенного конструктивизма (авторы — И. Лангбард и Г. Лавров). К слову, Иосиф Лангбард (06.01.1882-03.01.1951) один из выдающихся зодчих Европы ХХ века. В Минске по его проекту также возведены Дом правительства, Дом Красной армии, главный корпус Академии наук и другие. В столице монументальные здания Лангбарда пострадали во время войны, но стали одними из немногих, которые выстояли. Вокруг них и начали строить новый Минск – такой, каким он выглядит и сейчас.


Театр оперы и балета как самостоятельное культурное объединение сформировался в Беларуси к 30-м годам ХХ века, однако  его появление было подготовлено длительной историей развития музыкально-театрального искусства, насчитывающей не одно столетие. История оперного, как и балетного, искусства в Беларуси началась задолго до появления официальных оперных трупп.

Уже к середине XVIII века в разных городах нашей страны действовал целый ряд профессиональных крепостных театров со своими театральными труппами и капеллами - в Несвиже, Слониме, Ружанах, Гродно, Шклове, Могилеве и др., - образованность, художественный вкус и эстетические притязания крупных белорусских магнатов способствовали активному развитию театральной культуры. Аристократов заботил достойный художественный уровень театров, поэтому ими уделялось большое внимание обучению и воспитанию артистов, для чего приглашались известные европейские капельмейстеры, музыканты и балетмейстеры. Ставились в основном французские и итальянские оперы, балеты, авторами же и соавторами новых произведений нередко выступали сами магнаты. Одними из первых белорусских опер стали произведения Яна Давида Голанда, капельмейстера Кароля Станислава Радзивилла (Пане Коханку), «Агатка» (1784, либретто Матея Радзивилла) и «Чужое багацце нікому не служыць». Заметным явлением в культуре европейского романтизма стала опера (музыкальная драма) Антония Генрика Радзивилла «Фауст», либретто для которой специально создавалось Иоганном Вольфгангом Гёте; опера была поставлена в Германии и десятилетиями не сходила с театральных подмостков Европы, но на родине композитора её смогли увидеть лишь в самом конце ХХ века.

Важнейшей вехой в развитии национального музыкально-театрального искусства стала постановка «Селянки» («Идиллии») Станислава Монюшко на либретто Винцента Дунина-Мартинкевича, осуществлённая на сцене Минского городского театра в 1852 году - постановка, которую принято считать точкой отсчёта в создании национальной оперы.

В ХХ веке становление белорусского оперного и балетного искусства было продолжено в теснейшей связи с развитием драматического театра: в творческом коллективе первого белорусского государственного театра (ставшего впоследствии Национальным академическим театром им. Я.Купалы) состояли солисты оперы, хоровая и балетная труппы. Поиск талантливых кадров (солистов, танцовщиков, музыкантов, композиторов) стимулировал появление специальных музыкальных учебных заведений — в 1924 был открыт Белорусский государственный музыкальный техникум, созданный на базе музыкальной школы, существовавшей с 1879, в 1925-26 при техникуме открылся балетный, а в 1927-28 — оперный класс.

На помощь молодым певцам в их творческой работе пришли выдающиеся педагоги, бывшие солисты Большого театра России В.Цветков и А.Боначич. Первой оперной постановкой техникума стал «Фауст» Ш.Гуно, исполненный на белорусском языке (художественный руководитель А.Бессмертный).

Необходимость обособления от драматического театра стала очевидной, и в 1930 году на базе оперного и балетного классов в Минске была открыта Белорусская государственная студия оперы и балета, ставшая настоящей школой вокального и хореографического мастерства для молодых белорусских артистов. За три года студия подготовила целую плеяду профессиональных артистов и осуществила постановки опер «Золотой петушок» Н.Римского-Корсакова (1931 - дирижёр И.Гитгарц, режиссёр В.Тезавровский) и «Кармен» Ж.Бизе (1932 - дирижер И.Гитгарц, режиссер Б.Норд).

25 мая 1933 года Государственный театр оперы и балета был открыт оперой «Кармен» с великой белорусской певицей Ларисой Александровской в заглавной партии.

С открытием театра Беларусь обрела центр высокопрофессионального музыкально-драматического творчества и исполнительского искусства, приобщилась к европейскому оперному наследию, вошла в мировой культурный процесс.

В период с 1933 по 1939 год театр освоил классические оперные шедевры западноевропейского и русского репертуара, среди которых «Князь Игорь» А.Бородина, «Севильский цирюльник» Дж.Россини, «Риголетто» Дж.Верди, «Тоска» Дж.Пуччини, «Русалка» А.Даргомыжского. При театре работала балетная студия, где занимались одаренные дети и участники самодеятельных кружков со всей Беларуси. Балетная труппа театра состояла в то время более чем из 100 артистов, отличавшихся высокой профессиональной подготовкой. Были поставлены балеты «Коппелия» Л.Делиба, «Конек-горбунок» Ц.Пуни, «Тщетная предосторожность» П.Гертеля и «Лебединое озеро» П.Чайковского.

При театре работала балетная студия, где занимались одаренные дети и участники самодеятельных кружков со всей Беларуси. Балетная труппа театра состояла в то время более чем из 100 артистов, отличавшихся довольно высокой профессиональной подготовкой. Были поставлены балеты «Коппелия» Л.Делиба (1935 - балетмейстер  Ф.Лопухов, дирижер Г. Петров), «Конек-горбунок» Ц.Пуни (1936 - балетмейстер Л.Крамаревский, дирижер Г. Петров), «Тщетная предосторожность» П.Гертеля (1939 - балетмейстер К.Муллер, дирижер Н.Балазовский), «Лебединое озеро» П.Чайковского (1938 - балетмейстер К.Муллер, дирижер Н.Грубин).

Одной из главных своих задач театр оперы и балета Беларуси считал создание национального репертуара. 10 марта 1939 года премьерой оперы белорусского композитора Евгения Тикоцкого «Міхась Падгорны» было ознаменовано открытие собственного здания театра на Троицкой горе, построенного по проекту известного архитектора Иосифа Лангбарда. Первым балетным спектаклем, представленным на новой сцене в постановке знаменитого хореографа Касьяна Голейзовского, стал «Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева, открывший новый сезон 1939-1940 годов.

В целом этот период стал очень плодотворным для театра. Были поставлены три национальные оперы «У пушчах Палесся» А.Богатырева, «Міхась Падгорны» (2-я редакция) Е.Тикоцкого и «Кветка шчасця» А.Туренкова. Кроме того, важнейшим событием для национальной культуры и театра стала постановка первого белорусского балета «Салавей» М.Крошнера. В июне 1940 года эти спектакли с большим успехом прошли в рамках Декады белорусского искусства в Москве.

Во время Великой Отечественной здание театра получило повреждения — в первые же дни войны в него попала авиабомба, разрушив зрительный зал. Представители оккупационной власти устроили в полуразрушенном здании конюшни, а интерьеры и убранство театра разграбили и вывезли в Германию — музей, всю мебель, музыкальные инструменты, декорации, гардероб на 23 оперных и балетных спектакля, электроаппаратуру, нотную библиотеку.

Театр оперы и балета был эвакуирован в Поволжье России (города Горький и Ковров), где продолжал активную творческую деятельность. Многие артисты театра ушли на фронт либо присоединились к партизанскому движению, создавали фронтовые концертные бригады и выступали на передовой.

После освобождения Минска советскими войсками театр был тщательно реконструирован и достроен, в частности, появились ярусные балконы в зрительном зале. Во время восстановительных работ внутри здания использовались зарисовки А.О.Бембеля. Реконструкция помещения минской оперы длилась три года и завершилась в 1948 году. Вокруг театра был организован парк, спроектированный Лангбардом.

   

   
(фото из личных архивов минчан: 1952 г.; 1964 г.; 1965 г.; 1968-1969 гг.)

Сразу после освобождения столицы коллектив вернулся в Минск и в декабре 1944 года открыл сезон премьерой оперы «Алеся» Е.Тикоцкого. Это событие ознаменовало возрождение Национального театра оперы и балета Беларуси, очень скоро театр вошел в число признанных лидеров в культурном пространстве бывшего Советского Союза.

Яркими событиями в истории национального театрального искусства послевоенного периода стали премьеры балета «Князь-озеро» В.Золотарева и оперы «Кастусь Калиновский» Д.Лукаса. Кроме того, в 50-е годы значительные достижения белорусского театра связаны с интерпретациями русской и зарубежной оперной классики.

В последующие годы, вплоть до распада СССР, белорусский театр имел устойчивую репутацию одного из самых ярких и творчески жизнеспособных коллективов. Его высокий художественный уровень в разное время определяли такие известные дирижеры, как Онисим Брон, Лев Любимов, Татьяна Коломийцева, Ярослав Вощак, Владимир Мошенский, Геннадий Проваторов, Александр Анисимов; режиссеры Олег Моралев, Дмитрий Смолич, Юрий Юженцев, Семен Штейн, Вячеслав Цюпа, Маргарита Изворска-Елизарьева; художники Евгений Чемодуров, Эрнст Гейдебрехт, Евгений Ждан, Вячеслав Окунев.

Новый этап развития национальных традиций в балете связан с творчеством композитора Е.Глебова. На сцене театра были поставлены три его балета «Мечта», «Альпийская баллада» и «Избранница». Важнейшими событиями в истории белорусского театра стали грандиозные постановки опер «Зорка Венера» и «Новая земля» Ю.Семеняко, «Седая легенда» Д.Смольского, «Тропою жизни» Г.Вагнера, «Дикая охота короля Стаха» В.Солтана, «Джордано Бруно», «Визит дамы и «Юбилей» С.Кортеса, «Орестея» С.Танеева, «Война и мир» С.Прокофьева, «Борис Годунов» и «Хованщина» М.Мусоргского, «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова») Д.Шостаковича и ряд других.

 

Деятельность балетной труппы в 80-90-е годы характеризуется непрерывным обогащением репертуара шедеврами классики, дальнейшим освоением лексики современной хореографии. Постановки Валентина Елизарьева «Кармен-сюита», «Сотворение мира», «Тиль Уленшпигель», «Спартак», «Щелкунчик», «Кармина Бурана», «Болеро», «Ромео и Джульетта», «Страсти», «Жар-птица», «Весна священная» стали визитной карточкой коллектива как в Беларуси, так и за ее пределами.

Большим художественным достижением балетной труппы стали постановки балетов «Тиль Уленшпигель» и «Ромео и Джульетта». Культурным событием, получившим широкий общественный резонанс, стала постановка балета «Страсти (Рогнеда)» А.Мдивани, посвященного одной из самых трагических страниц славянской истории начала Х века.

В 1996 году в результате реорганизации единый театр разделился на самостоятельные структуры — театр оперы и театр балета. В 2008 году было принято решение вновь объединить труппы в единый Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь.

 

 

 

 

Театр после реставрации

В 2004 году было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь о реставрации и реконструкции Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, восстановительные работы осуществлялись с первого квартала 2006 года.

 

Работу над таким объектом разделили на два этапа. Первый — максимальная реализация замыслов автора с учетом современных материалов и технологий: оформление интерьеров, залов, одним словом внутреннего убранства театра. Второй компонент — полная замена сценического оборудования.

 
(фото из личных архивов минчан: 2006 г.; 2007 г.; 2008 г.; 05.08.2009 г.)

8 марта 2009 года Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко принял участие в торжественном открытии театра после реконструкции.

В июне 2009 года прошла премьера белорусской комической оперы Яна Давида Голланда «Чужое багацце нікому не служыць», реконструированной Владимиром Байдовым и Виктором Скоробогатовым по аутентичным партитурам композитора и удостоенной специальной премии Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства. Немецким хореографом-постановщиком Дитмаром Зайффертом восстановлен балет «Тщетная предосторожность» на музыку Л.Герольда.

Заметными театральными премьерами 2010-2011 годов стали оперы «Набукко» Дж.Верди, «Тоска» Дж.Пуччини, «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова, «Шопениана» на музыку Ф.Шопена, «Тристан и Изольда» на музыку Р.Вагнера, «Сильфида» Х.Левенсхольда.

Среди постановщиков спектаклей Большого театра Беларуси — выдающиеся мастера балетного и оперного искусства — Н.Долгушин, А.Лиепа, В.Васильев, Н.Кунингас, П.Карталов, представители фондов Дж.Баланчина и И.Килиана. Постановки театра неизменно становятся лауреатами почетных государственных и международных премий.

Уникальным проектом театра стало открытие его филиалов в Могилеве, Новополоцке, Гомеле. Большой театр стремится представлять сокровища мирового классического музыкального искусства белорусским зрителям во всех регионах страны, расширять зрительскую аудиторию, создавать больше возможностей для эстетического воспитания молодого поколения и приобщения зрителей к высокому искусству.

Крупными культурными проектами театра последних лет стали Минский международный Рождественский оперный форум, Молодежный оперный форум стран СНГ, фестиваль оперного и балетного искусства «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов», Большой новогодний бал в Большом театре.

Большой театр находится в постоянном репертуарном поиске и вместе с тем бережно хранит вековые традиции. Здесь играют спектакли со «стажем». Некоторым постановкам (например, балетам «Спартак», «Сотворение мира», опере «Мадам Баттерфляй») более 30 лет.

В театре уделяется большое внимание национальным постановкам. В 2012 году состоялась премьера второй редакции оперы «Седая легенда», созданной более 30 лет назад корифеями белорусского искусства Д.Смольским и В.Короткевичем. За спектакль «Седая легенда», а также за значительные достижения в развитии белорусского театрального и музыкального искусства коллектив театра был награжден специальной премией Президента.

Кульминационным аккордом 2013 года стал балет «Князь Витовт» — мировая премьера белорусского композитора В.Кузнецова.

В своем 82-м сезоне (2014/15) Большой театр представил зрителям 8 новых постановок, среди них балет в одном действии Игоря Стравинского «Жар-птица» в постановке народного артиста России Андриса Лиепы.

В 2014 году Национальному академическому Большому театру оперы и балета Беларуси была вручена памятная медаль ЮНЕСКО «Пять континентов». Коллектив главной музыкальной сцены страны удостоен престижной награды за вклад в мировую культуру.

В 2015 году Большой театр Беларуси впервые отметил свой день рождения днем открытых дверей. В этом же году на сцене театра состоялась премьера балета «Маленький принц» Евгения Глебова в постановке Александры Тихомировой.

Первой оперной премьерой 2016 года в театре стала опера «Макбет» Джузеппе Верди, постановкой балета «Любовь и Смерть» Полада Бюльбюль оглы открылся третий ежегодный фестиваль «Балетное лето в Большом».

Премьерами 2017 года стали опера «Сельская честь» Пьетро Масканьи (над которой работали дирижер Виктор Плоскина, режиссер Михаил Панджавидзе, хормейстер Нина Ломанович, художник Александр Костюченко), балеты «Орр и Ора», «Корсар». Уже не первую версию спектакля «Корсар» в белорусском Большом поставил балетмейстер из Мариинского театра в Санкт-Петербурге Вячеслав Хомяков.

В юбилейном 2018 году Национальный академический Большой театр оперы и балета представил премьеру оперы «Богема» Джакомо Пуччини. «Богема» была дважды поставлена на сцене Большого театра Беларуси: в 1968 и 2002 году. Нынешнюю премьеру подготовил народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Российской театральной премии «Золотая маска», профессор Российской академии театрального искусства (ГИТИС) Александр Титель.

За последние годы коллектив театра побывал более чем в 30 странах мира: от Португалии и Испании до Японии и Китая, от Норвегии и Великобритании до Турции и Таиланда — везде коллектив нашел своих горячих поклонников.

В настоящее время в репертуаре Большого театра Беларуси более 80 названий опер и балетов (национальные спектакли, шедевры мировой классики и современные постановки). Более 60  премьерных постановок осуществлено в период с 2009 по 2019 год.

Руководством театра подписано 30 меморандумов о сотрудничестве с крупнейшими театрами ближнего и дальнего зарубежья.

 

Краткая хронология новейшей истории Большого театра Беларуси

2009

Открытие здания Большого театра Беларуси после реконструкции;
Открытие Музыкальной гостиной (в настоящее время — Камерный зал имени Ларисы Александровской).

2011
Создание стажерской группы молодых солистов оперы из числа студентов Белорусской государственной академии музыки.

2012
Открытие Малой балетной сцены;
Открытие трех филиальных площадок Большого театра Беларуси в Могилеве, Новополоцке и Гомеле.

2015
Вступление Большого театра Беларуси в европейскую ассоциацию оперных трупп и фестивалей Opera Europa.

 

Проекты Большого театра Беларуси

с 2010 года
• Большой новогодний Бал в Большом театре
• open-air фестиваль оперного и балетного искусства «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов»
• уникальное печатное издание – журнал «Партер»
• Минский международный Рождественский оперный форум

с 2012 года
• Молодежный оперный форум стран СНГ
• Международный конкурс Competizione dell’Opera

с 2013 года
• Рождественский благотворительный Бал книги
• эксклюзивное издание – «Большая энциклопедия Большого театра Беларуси»

с 2014 года
• Минский международный Рождественский конкурс вокалистов
• «Большой театр – детям»
• конкурс «Новогодняя семейная игрушка»

с 2015 года
• «День открытых дверей», приуроченный ко дню рождения театра

с 2016 года
• «Молодёжные программы Большого»

с 2018 года
• «Мастера искусств – военнослужащим внутренних войск и сотрудникам органов внутренних дел Республики Беларусь».

 

Награды и премии Большого театра Беларуси

2010
Официальный интернет-сайт Большого театра Беларуси завоевал 1 место в номинации «Культура и искусство» по итогам конкурса на лучший интернет-ресурс «Интернет-премия «ТИБО-2010».

2013
Журнал «Партер» стал победителем IX Национального конкурса печатных средств массовой информации «Золотая литера».

2014
Большой театр Беларуси удостоен памятной медали ЮНЕСКО «Пять континентов» за выдающийся вклад в популяризацию хореографического и оперного искусства во всем мире и по случаю 60-летия членства Беларуси в ООН по вопросам образования, науки и культуры.

Театр неоднократно становился лауреатом премии «36 любимых мест Минска» по результатам социологических опросов в сети интернет.

 

Лауреаты Национальной театральной премии:

спектакли «Набукко» Дж.Верди (2010),
«Аида» Дж.Верди (2012),
«Летучий голландец» Р.Вагнера (2014),
«Витовт» В.Кузнецова (2014),
«Маленький принц» Е.Глебова (2016),
«Царская невеста» Н.Римского-Корсакова (2016).

 

Лауреаты Специальной премии Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства:

создатели спектаклей «Чужое багацце нікому не служыць» Я.Д.Голланда (2009),
«Седая легенда» Д.Смольского (2012),
«Царская невеста» Н.Римского-Корсакова (2015).
За постановку балета «Витовт» коллектив Большого театра Беларуси удостоен высокой награды – премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» (2014).
Творческому коллективу оперы Д.Смольского «Седая легенда» присуждена Государственная премия Республики Беларусь (2017).

 

Интересные факты:

ЗДАНИЕ

  • Возведено в самой высокой точке Минска — на Троицкой горе. При строительстве театра первоначальный проект пришлось пересмотреть, уменьшив размеры вдвое.
  • В зрительном зале планировали 2 000 мест, затем сократили до 1 500. Объем постройки уменьшился с изначальных 300 тысяч до 160 тысяч кубометров.
  • Стиль здания — конструктивизм. Для него характерны строгость, геометричные и лаконичные формы, монолитность.
  • Условной разделительной линией Большого можно считать уровень сцены. Под ней — котлован, максимальная глубина которого достигает 18 м. Над подмостками еще 25 м в высоту.
  • После последней реконструкции фасад здания украсили скульптуры четырех муз: танца, театра, музыки и поэзии, а также пятиметровый Аполлон с двумя нимфами.

Аполлон с венками в руках, а по обе стороны от него две летящие нимфы, трубящие о приходе покровителя искусств. Под ними «развивается» бронзовая лента с нотным станом, на одной ее части вытеснен фрагмент из первых постановок балета и оперы. Вес скульптуры 7 тонн. Авторы композиции: Геннадий Буралкин, Александр Финский, Михаил Шкробот.

Две музы Г. Буралкина украшают здание театра: это Мельпомена — покровительница театрального искусства — держит маски, и Полигимния — покровительница поэтов — писателей гимнов. Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят олимпийских богов, также считается, что она изобрела лиру. Две другие музы выполнены А.Финским. Это — Каллиопа — покровительница эпической поэзии и Терпсихора — покровительница танца. Все скульптуры имеют высоту около 5 метров и каждая весит почти 5 тонн. Все статуи тонированы по специальной технологии так, чтобы со временем бронза не позеленела.

БОЛЬШОЙ ТЕАТР СЕГОДНЯ

  • В театре работают более 1 000 человек. В нем четыре труппы: симфонического оркестра (150 человек), хора (75), балета (120) и оперы (65).
  • В год в театре ставят по 8-10 премьер. Всего за время существования Большого прошло свыше 20 000 спектаклей. На каждом представлении присутствуют 1 000 и более зрителей.
  • В репертуаре около 80 наименований спектаклей. Опера и балет представлены в равных пропорциях.

ЗАЛ

  • Сцена в Большом — трансформер. Она разделена на 21 участок, каждый может подниматься и опускаться, менять угол наклона до 4 градусов.
  • Обслуживают комплекс более 300 электродвигателей. В этом процессе участвуют 11 специалистов и 7 компьютеров.
  • Микрофонов в оперном нет, голос и инструменты звучат естественно.
  • В зрительном зале работает климат-контроль.
  • Люстра в зале Большого театра имеет 30 000 подвесок, вес — 1,2 т, диаметр — 4 м. Изготовлена в Беларуси.

СКУЛЬПТУРЫ

В сквере возле Оперного театра — настоящий скульптурный парк:

«Муза оперы» Константина Селиханова.

«Антракт» Владимира Слободчикова.

«Балет» Льва и Сергея Гумилевских.

 

Информация и фото: Большой театр Беларуси, архив БЕЛТА, «Минск-новости» и другие открытые интернет-источники

Карта сайта